Основные принципы написания потенциально отличных домашних работ в Хогвартсе Сириуса

Глава 2. Анализ преподавательских требований

    Я рассматривала табличку, в уме пытаясь сложить все эти крестики во что-то осмысленное. Сначала я решила как-нибудь красиво обозвать свои исследования, но название не шло, а в итоге Мыш опрокинул на пергамент чернильницу, и я, взяв новый лист, вывела «Рецепт потенциально отличной домашней работы по-учительски».

    Итак, что нам требуется для варки самого обычного зелья? Естественно, рецептура, ингредиенты и приборы. Рассмотрим домашнюю работу, как особый вид зелья, с помощью которого можно призывать оценки в свой дневник. Ингредиентами такой потенциально отличной «домашней работы по-учительски» и будут являться требования. Вот только первоначально их весовые доли, а соответственно, и пропорции, неизвестны. Однако мы можем их определить. Для этого я свела все требования преподавателей в общую табличку, во втором столбце которой оказалось значение, найденное таким образом: мы делим количество предметов, где выбранный критерий имеет приоритетное значение (указан преподавателем в требованиях) на количество предметов, вошедших в таблицу - 29. Однако вспомним о том что существует ряд незыблемых правил, закрепленных в Уставе и Правилах ХС. То есть указание таких правил в кабинете вовсе не является обязательным. Они существуют по умолчанию. Указание же в требованиях этих правил носит скорее напоминательный характер. Таким требованиям присвоено значение 1.



ТребованиеГолосов "за"Коэффициент
важности
(по требованиям
в кабинетах)     
Коэффициент
важности
(с учетом Устава
и Правил ХС)     
Фантазия, творчество,
собственное мнение
230,7930,793
Не списывать
(сеть, студенты, лекция)
180,6211
Развернутость ответов160,5520,552
Грамотность110,3790,379
Четкость и верность
(не вода по поводу)
90,3101
Информативность90,3100,310
Обоснованность ответа90,3101
Ориентирование в теме70,2410,241
Работы по почте
(нежелательны)
50,1720,172
Формулировка вопросов40,1381
Соблюдение Статута20,0691
Вежливость20,0691
Однозначность20,0690,069
Толерантность10,0341
Правдоподобность10,0340,034




    Попробуем проанализировать явно доступные студентам требования. Из таблицы видно, что больше всего учителей назвали в специфических требованиях к предмету пункт о фантазии, творчестве и собственном мнении. Оно и логично. Такие домашние работы и мне на Самоуправлении читать интереснее было. Если бы учителя называли только один критерий, то этим бы я и ограничилась. Но, поскольку критериев у каждого несколько, то отношения между ними пока не стали явными. Такие задачи у магглов называются многокритериальными и решаются с помощью приведения коэффициента. То есть, за самый важный критерий, вес которого 1, принимается самый часто встречающийся случай. Присвоим фантазии и творчеству коэффициент 1, а для остальных найдем это значение, как долю от значения 0,793103448 (неприведенное значение для этого требования) путем деления на него значений остальных критериев. Табличка видоизменится следующим образом:



ТребованиеГолосов
"за"
Коэффициент
важности
Приведенный
коэффициент
важности     
Приведенный
коэффициент
(с учетом
Правил)     
Фантазия,
творчество,
собственное мнение
230,79311
Не списывать
(сеть, студенты,
лекция)
180,6210,7831
Развернутость
ответов
160,5520,6960,696
Грамотность110,3790,4780,478
Четкость и
верность
(не вода по поводу)
90,3100,3911
Информативность90,3100,3910,391
Обоснованность
ответа
80,2760,3481
Ориентирование
в теме
70,2410,3040,304
Работы по почте
(нежелательны)
50,1720,2170,217
Формулировка
вопросов
40,1380,1741
Соблюдение
Статута
20,0690,0871
Вежливость20,0690,0871
Однозначность20,0690,0870,087
Толерантность10,0340,0431
Правдоподобность10,0340,0430,043




    Значит, если бы мы могли сделать домашнюю работу, смешивая эти абстрактные понятия, к сожалению, не имеющие численных значений, то рецептура такого зелья выглядела так: при 100 у.е. (ну, например, будем измерять все это в символах, а что – довольно логично, символ ведь – мельчайшая единица написанного текста, а домашняя работа, обычно, текстовое творчество) фантазии должно было бы приходиться 78 символов несписанного текста, 69 символов развернутых ответов, 47 символов грамотного текста, по 39 символов четких ответов и интересной информации, 34 символа обоснованных ответов, 30 – на проявление ориентирования в теме лекции, 21 символ (с помощью магии самостоятельно появляющийся в наших домашних работах в виде ника, факультета, курса и темы урока) должен возвещать о том, что эта работа не послана по почте, 17 символов должно быть отведено под формулировку вопросов, ну и по мелочам на все оставшиеся критерии. Как и в любом зелье, про них нельзя ни в коем случае забывать и точность дозы постараться соблюсти с максимальной тщательностью. Символы, разумеется, могут относиться одновременно к нескольким назначениям. Да, все это еще желательно вливать с помощью чернил в домашку одновременно (кроме работы не почтой и формулировки вопросов – они вливаются отдельно в самом начале работы: первое – магически, второе – вручную). И смешивать качественно, чтобы преподаватель даже не заметил, где и какое качество работы вы спрятали, а воспринял ее как нечто единое, неделимое. Мы ведь не воспринимаем хорошо приготовленный салат как отдельно лук, колбасу, горох, огурец, майонез… Зато если картошка слишком крупно порезана, то сразу же это чувствуем.


Приведенный коэффициент важности



- Хозяйка, а может ну их, эти мелочи? – спросила под руку Мышка. – Они же на то и мелочи, чтобы ими пренебрегать.

- Нет, солнышко мое зеленое, - не согласилась я. – Ты даже не представляешь, насколько в нашей домашней работе они важны!

- Чем это?

- Во-первых, большинство из этих требований входят в общие правила Школы, потому не обязательно их дублировать в специфических требованиях к каждому предмету. А во-вторых... Ну вот смотри. Соблюдение Статута. Как оно может быть не важным? Равно как и толерантность. Толерантность вообще является базой, которая позволяет нам всем, таким разным, из разных городов и стран, разных национальностей, с разными языками, культурой, различным уровнем образования и взглядами на жизнь, существовать вместе в этой Школе и творить сказку для всех, а не только для себя. Профессор Алгебра (в связи с пренебрежительным отношением некоторых магов к магглам, видимо) вспомнила об этом пункте и вынесла его одополнительно и в свои требования. Я думаю, что это требование просто необходимо для существования нашей сказки. Соблюдение Статута тоже весьма необходимо, поскольку практически все преподаватели отправляют студентов на задания во всякие параллельные миры или в Магглию. Так что соблюдению Статута нужно уделять большое внимание, ведь ни магглам, ни жителям ПМ не обязательно знать, что перед ними маг. Вернее, им вообще об этом знать не положено.

- Да уж, - пропищала Мышка. – Мы один раз с Мышом пролетали через деревню и магглу на глаза попались. Он на колени встал сразу и закричал: «Клянусь, что больше пить никогда не буду!» Как же он теперь без воды-то там? Клятву-то не нарушишь…

- Не волнуйся, - успокоила я ее. – Хуже ему от этой клятвы точно не станет, а вы аккуратнее летайте. Теперь поговорим о вежливости. Всем нравится, когда с ними здороваются, прощаются, вежливо обращаются и т.д. Некоторые из-за отсутствия приветствия могут не поставить 12 за отличную домку… Оно, конечно, подразумевается, что к преподавателю нужно обращаться вежливо, но некоторые об этом забывают, а потом обижаются на оценки. Вроде мелочь, а приятно.

- Ну с этими мелочами я поняла. Выходит, и не мелочи они вовсе, а самые важные требования, которые наравне с фантазией должны присутствовать. А остальные?

- Гляди. Правдоподобность. Правдоподобность в условиях магического мира, разумеется. Прежде всего, это заключается в том, что ученики Школы не могут быть всемогущи, а законы физики все-таки никто не отменял. Так что, странно читать о том, как первокурсник левитировал Эверест в созданное им пятимерное пространство. Фантазия фантазией, но разумность в ее проявлении все же должна присутствовать. Ну а однозначность… Она больше касается вопросов, требующих точного решения. Тогда очень важно, чтобы из ваших размышлений преподаватель легко мог понять, какой именно точки зрения вы придерживаетесь. Это, например, такие вопросы как «Какова вероятность…?» или «Из какого дерева был вытесан…?». И профессор Гипатия должна увидеть в результате всех магических пассов одно число, а профессор Олюш – одно название дерева. Иначе получится «либо береза, либо кедр», что вообще нелогично.

    Вот и здесь так. Чуть больше, чем нужно, материала процитировано из сети, и все, прости-прощай 12… чуть больше допущено грамматических ошибок – и самая шикарная работа не получает высшего балла… Обидно.

    Но это у нас такой усредненный рецептик вышел, ведь каждый педагог подразумевает, что для 12 необходимо полное соответствие указанным требованиям, а также личным вкусам преподавателя.
С учетом Устава и Правил эта "смесь" разумеется изменится. Ряд редко указываемых в правилах требований, таких как толернатность и вежливость, а так же полное отсутствие списывания и верность ответов встанут в один ряд с фантазией и распространятся на всю работу. Это будет более правильный "рецепт", поскольку данные правила являются непреложными истинами, которые не могут быть проигнорированы по умолчанию. Пройдемся по каждому критерию отдельно. Напоминаю, что в данный момент я работаю только с явными требованиями, доступными любому студенту. А чтобы было интереснее анализировать, будем рассматривать не конкретных преподавателей, а кафедры.

    Гуманитарная кафедра. Нет ни одного требования, которое бы присутствовало в кабинетах у всех профессоров кафедры. Скорее всего это связано с большой разноплановостью предметов, собранных здесь. Впрочем, некие основные аспекты выделить можно. Например, требование о фантазии и собственных мыслях отсутствует только у Нубии Деррах (при этом, судя по заданиям ее лекций, без выполнения этого требования на высший балл можно не рассчитывать). А необходимость грамотности не указана только у Иноим Имоен. Следует помнить, что грамотность, однако, входит в число важных требований для гуманитарной кафедры, поскольку большинство ее предметов, вроде Магии Языка, Стихоплетения или Магической Литературы, по умолчанию подразумевают грамотно написанные работы. Только здесь снижение оценки за грамотность может считаться обоснованным, поскольку остальные предметы не ставят себе целью научить студентов основам языка и литературы для мага.

    Кафедра практической магии дружно уповает на несписанные работы, полные творчества и фантазии (все, кроме Руссланга). Стандартный набор. Из уникальных требований: правдоподобность выдвигает Шаф на ИМП. Судя по требованиям, только профессор Стеша считает обязательным знание материала лекции (что, разумеется, не так, иначе зачем вообще писать лекции?), только профессор Руссланг требует четких и информативных ответов. Видимо, практическая магия предполагает пространные разноплановые ответы, больше рассказывающие о самостоятельной работе студентов. Оно и из названия следует.

    Перейдем к исторической кафедре. Все ее педагоги требуют не списывать. На этой кафедре данное требование имеет особый смысл. Исторические факты ведь одинаковы, независимо от того, Хафф про них рассказывает или Грифф. Поэтому очень важно уметь преподносить информацию в собственном неповторимом стиле. Скорее всего, поэтому же все требуют фантазии и собственного мнения. Ведь без этого все домки станут на одно лицо и будут либо скучными, либо списанными. Что еще интересного открывает для нас эта кафедра? Именно преподаватели этой кафедры чаще всего дополнительно требуют, чтобы формулировка вопросов присутствовала в тексте и была выделена. Вопрос грамотности здесь остро стоит только у Анетерона и Ортэйн. Впрочем, насколько мне известно, обычно преподаватели просто отклоняют безграмотную работу с просьбой проверить на наличие ошибок. Так что за такую работу студент баллов не получит.

    Что касается остальных кафедр, то явные специфические требования их преподавателей достаточно разрознены, и закономерности получить достаточно сложно. Разумеется, не забываем, что требования, указанные в Правилах, нужно приписывать всем без исключения преподавателям. На сем таблица свою роль отработала, мы с ней прощаемся. Пришло время попробовать проверить свои знания на практике и написать первую тестовую домашнюю работу.

Полученные результаты явственно дали понять, что на 12 баллов рассчитывать, просто следуя полученному выше рецепту, сложно. Впрочем, оценки не так важны, как комментарии к ним. Если быть точнее, то (в даннный момент) два из них. Первый - от профессора Алгебры, о том. что для нее работа на 12 - это набота по ее предмету. А второй - комментарий профессора Анетерона о том, что работы будто специально написаны именно так.

    Отложив пергамент с таблицей, я задумалась… Может, есть еще что-то, чего преподаватели не рассказывают студентам? Что входит в «обязательную программу» для десятибалльной работы, а чем студент может склонить преподавателей в пользу дополнительного балла-двух сверху? Может, есть какие-то особые желания и мечты, до которых ученики ХС должны дойти своим умом, без подглядывания в правила и приказы? А ведь наверняка же есть! Надо только спросить преподавателей об этом! Такой опрос я Мышам доверять отказалась, а сама пошла оббивать пороги кабинетов в поисках крупиц тайных знаний. Как внимательный и чуткий журналист, я записывала каждое слово, и в результате к концу дня у меня в руках находился длиннющий пергамент.

    Что же мы видим? Судя по ответам, можно попробовать разделить преподавателей на тех, кому нравятся отыгрыши, стихи, картинки и прочие выразительные средства, и тех, кто предпочитает их в умеренном количестве (или вообще будет рад их отсутствию). Вполне логично, что ко второй группе относятся преподаватели «техномагических» предметов: мастер Дилле на Магии Камней, профессор Гипатия на Арифмантике… В таких предметах намного больше ценится логика и обоснованность решений поставленных перед преподавателем задач, чем словесная эквилибристика. Хотя грамотность и точность высказываний и здесь не повредят.

    Однако, например, для профессора Ари-Ювер вышеперечисленные приемы также особого веса не имеют, а исторический предмет, вроде бы, сложно отнести к техномагии. Это дает нам право сделать следующий вывод: при выполнении работ необходимо исходить не только из направленности предмета, но и учитывать личность преподавателя. А выясняется это либо из их редких интервью и откровений, либо на собственном опыте. Но на получение такого опыта может уйти и полный курс обучения. Поэтому я и попыталась собрать эту информацию воедино. Остальных преподавателей условно отнесем к гуманитарной секции башни Дельвива. Многие из них указывают нестандартный подход, оригинальность оформления, магичность и отыгрыши, как одни из основных критериев оценивания. Профессор Алгебра говорит, что отвечающий просто обязан быть магом. Профессор Чжоули, равно как и Серая Метелка, и Рэбэль, и многие другие говорят, что им хотелось бы услышать собственный взгляд студента на какие-то вопросы. Разумеется, с доказательной базой для этого взгляда. Это извечная специфика разделения технарей и гуманитариев, и от нее даже в Школе Магии не уйти. Сложно придумать собственный взгляд при решении конкретной задачи, которую уже тысячи раз решили до тебя и получили один и тот же ответ. Зато случайно сочинить две одинаковых истории в вопросе на фантазию практически невозможно.

    Ну и еще один момент, который никогда и никто не отразит в требованиях, который идет на уровне ощущений, наверное. Профессор Рэбэль, например, говорит о том, что многие приходят на лекции, чтобы просто заработать баллы. А она особо ценит тех, для кого изучение ее предмета действительно интересно. Профессор Айш Ретфорд так же ставит этот фактор едва ли не главным условием оценки выше 10. Согласитесь, такого в требованиях к домкам писать никто не станет. Ведь не может же студент насильно заставить себя интересоваться чем-то. Зато преподаватели сразу видят, отписка это или действительно вдумчивая, глубокая работа. Потому студентам просто можно посоветовать писать домашки лишь по тем предметам, которые им на самом деле интересны. Так и они сами, и преподаватели получат гораздо больше положительных эмоций, чем от написания-проверки работ «ради баллов». Именно из-за отсутствия в моей тестовой работе данного требования я изначально не могла рассчитывать на 12. Ведь во-первых, я писала работу без интереса к предмету, как таковому, больше следя за соблюдением требований (см. комментарий Анетерона). А во-вторых, я писала работу, не появляя интереса к предмету конкретного преподавателя. Не учитывала личностный подход (см. комментарий профессора Алгебры). Таким образом, благодаря выяснению потайных желаний преподавателей, удалось разобраться с причинами столь неожиданных результатов проверки.



    
Основные выводы по 1-2 главам.


    Существует три ступени требований и пожеланий к работам:

    - общие, указанные в Правилах и Приказах ХС;
    - специфические, указанные в кабинетах;
    - неявные, не указанные нигде пожелания преподавателей.

    К последним относятся личные взгляды преподавателя на свой предмет и применяемые студентом выразительные средства, возможности (в том числе и материальные) преподавательского портала, а также наличие у студента интереса к предмету.

    Все предметы, по предъявляемым на них требованиям, можно условно поделить на «техномагические» и «гуманитарные». Для первых характерны такие требования и пожелания, как точность и однозначность ответов, краткость, минимальное количество отыгрыша, рассуждений, не касающихся сути ответа, иллюстраций и стихотворений, а также максимально простой дизайн. Условно говоря, различные завитушки и бордюрчики в уголках работы на таких предметах не смягчат сердце преподавателя, если он обнаружит у вас грубую ошибку.

    Для вторых же наоборот больше подходят отыгрыши, рисунки, стихи, объемные рассуждения на заданную тему и прочие творческие проявления (что, однако, не исключает четкости и логичности ответов).

    Однако такое деление носит действительно чисто условный характер в виду личностного фактора преподавателей. Т.е. нельзя отнести, к примеру, все исторические предметы к «гуманитарным».

    И главный вывод: если у преподавателя в кабинете не вывешены требования к работам, то это вовсе не значит, что у него их нет. Причем, требования представляют собой смесь приблизительно в равных долях специфики предмета и личного вкуса преподавателя.




Hosted by uCoz