Основные принципы написания потенциально отличных домашних работ в Хогвартсе Сириуса

Глава 3. Стихотворения

    Пушкин… Лермонтов… Некрасов… Хлебников… Маяковский… Я шла вдоль полки с творениями магов-стихотворцев и про себя восхищалась ими. Это ведь надо же! Проучившись всю жизнь в обычных маггловских школах и лицеях, они самостоятельно поняли суть магии рифм и во взрослой жизни заслуженно стали Магистрами в этой области. А у наших студентов есть столько возможностей! И даже целый предмет! Впрочем, они и без предмета стихами в домашних работах пользовались. Ведь стихи не менее картинок применяются учениками ХС для придания ответу дополнительной выразительности и красочности. Я вот тоже периодически пользовалась рифмами и метрами в своем домашковом творчестве. В общем, рассматривая приемы, используемые студентами при написании домашек, стихосложение обойти никоим образом нельзя.

    Стихи в домашних работах, так же, как и картинки, бывают двух типов. Собственные и заимствованные. Для собственных возможно выделить два подтипа: абсолютно собственные и переделанные. Абсолютно собственные стихотворения – это те, которые полностью, от начала и до конца придуманы автором работы. Начиная от самой идеи и заканчивая буквенным воплощением.

    Как вы думаете, для чего нужно изучать исчезнувшие цивилизации?

    Зачем изучать то, что было когда-то?
    Зачем нам разглядывать древние карты?
    Но наша планета на тайны богата
    И ум будоражат хотя бы атланты!
    И словно реально, мне кажется, вижу
    Ацтеков и инков, шумеров, атлантов
    И в шепоте ветра мелодию слышу,
    Слетевшую из-под руки музыканта.
    Зачем же нам сказки, и мифы, и были?
    Зачем приключения, тайные клады?
    Затем, чтобы мы ничего не забыли
    Про тех, кто когда-то как мы были рады
    И видели солнце, что по небу плыло,
    Смеялись и пели, учились, любили.
    Ведь все это было! Конечно же было...
    Но времени реки весь мир изменили.
    И вот мы проходим, привычна дорога,
    А рядом потоки веков тонко свились,
    Не зная, что где-то в земле скрыто много
    Историй таких, что нам даже не снились.
    Зачем изучать? И кому это надо?
    Банальный вопрос риторической пыли.
    Ведь все кто прожил, улыбаясь, когда-то
    Нам скажут спасибо, что их не забыли.
    И снова изменится наша планета,
    О нас станут думать, как мы об Атлантах.
    Без нас светит солнце, и жаркое лето,
    Но кто-то услышит игру музыканта...
    И сядет за книги, а ветер стучится
    И пахнет бутон отцветающих лилий...
    Нам стоит сейчас у других поучиться,
    Чтоб помнили нас, а не мифы и были...

    (автор: Элль)


    Эти стихотворения полностью пропитаны душой автора, поскольку написать достойное стихотворение, не вложив в него душу, не получится ни у кого. Правда, частенько авторы ограничиваются каким-нибудь шуточным двустишием, которое может сложиться и само по себе, не напрягая мозг и душу автора работы. Впрочем, такие двустишия также являются хорошим инструментом, чтобы мимоходом поднять настроение и себе, и преподавателю. Поэтому ничего плохого, низкопробного или неприемлемого в таком ограничении по объему, разумеется, нет. Этим инструментом также надо умело пользоваться в стремлении к высшим баллам. Частенько такие двустишия являются переделками отрывков известных произведений. Тогда их уже можно отнести к переделанным собственным стихам.

    Белеет птица одиноко
    В тумане неба голубом -
    Моя сова к тебе далекой
    Несет подарочек с письмом.
    Несет письмо, а ветер свищет,
    Несет письмо, а в том письме
    Теплые строки тебя ищут
    И поздравление тебе.

    Чтоб Новый Год светлей лазури
    Тебе пусть будет золотой,
    И обойдут тебя пусть бури,
    И твой хранит тебя святой.

При использовании этого инструмента за основу берется уже существующее стихотворение, обычно, известного автора. А уже в ходе написания работы студент переделывает его под свои нужды. Но при этом черты базового стихотворения остаются узнаваемыми. Своеобразный жанр магической пародии. Это преобразование сродни тому, которому обучает нас профессор Чжоули на Магии Языка. Обычно такие переделки бывают шуточными и несут в себе такой заряд позитива, что преподавателю от него ни спрятаться, ни скрыться шансов нет. Впрочем, не исключено и использование переделок для выражения серьезных мыслей. Ведь фантазия и магия – понятия безграничные, а я говорю лишь об основных приемах.

    Цели у использования собственных стихотворений также различные.

    - Сюжет отыгрыша. Стихотворные домашние работы очень интересны к прочтению, поскольку редки (в силу трудности выполнения) и необычайно красочны (потому что стихотворная речь традиционно ярче прозаической). А когда весь творческий отыгрыш заключен в стихотворную форму, то читать вдвойне интересно.

    - Суть ответов. А возможно, отыгрыша в работе вовсе нет. Или он есть, но написан прозой. А в ритмичном стихотворном виде представлены только ответы на вопросы. Это тоже невероятно интересно, поскольку ответы у всех близки по смыслу, и преподавателю хочется чего-то необычного, выбивающегося из общей (но отнюдь не серой!) массы ответов. Во всяком случае мне, во время летних преподаваний все это представлялось именно так. Да и читая, например, требования к работам у профессора Чжоули, видишь, что ответы в общем-то схожи, поэтому хотелось бы видеть что-нибудь сказочное, магическое. «Не забывайте, что это Школа Волшебства!»

    - Связки между вопросами, эпиграфы. Нечто такое, что красиво объединит вашу работу в единое целое. Появление на театральной сцене между действиями Арлекина. Выход конферансье. Сравнить такие стихотворения можно именно с этими явлениями. Они обычно небольшие, но очень точно и емко описывающие переход от одной части повествования к другой. Их использование может добавить работе легкости, а может разбавить серьезный стиль изложения.

    Ярким примером использования стихов в ответах может послужить домашняя работа Aysel на одном из Летних Самоуправлений.

     С заимствованными стихами все просто. Это стихотворения или части стихотворений, не сочиненные автором домашней работы, а просто процитированные им. Обычно это делается в целях усиления высказанной мысли. То есть студент говорит: «Я считаю, что… <что-то произошло именно так, а не иначе>… Еще Пушкин писал: (или Как говорил великий маг Лермонтов…) <цитата стихотворения, смысл которого совпадает с только что изложенной вами точкой зрения>». Таким образом студент придает весомость своим выводам, заручаясь поддержкой признанных авторитетов прошлого. Возможно использование заимствованного стихотворения в качестве эпиграфа перед вопросом или докладом. Так студент сразу же объявляет направленность своих мыслей, изложенных далее (та самая понятность изложения и однозначность ответа). Ну и еще одна цель использования заимствованных стихотворений – собственно ответ на вопрос, если вопрос стоит в виде «Найдите в волшебной сети стихотворение о…». Можно, конечно "найти" свое собственное стихотворение, все равно преподаватели редко знают маггловские имена студентов. Но это уже как-то на обман похоже. Мне бы совесть не позволила.

    Но в любом случае, все, что я говорила ранее, поможет создать у преподавателя хорошее впечатление от работы лишь при одном условии. Стихи должны быть качественными!!! И в плане техники, и в отношении смысловой нагрузки. Иначе все Мефодиантусу под хвост. В прошлом триместре читала доклады других студентов. Меня заинтересовала оценка «1» за доклад одной студентки. Так что я не удержалась и открыла его посмотреть. Прочитав стихотворение, которое было представлено в виде доклада, я сразу же поняла, почему оценка такова. Техника была очень далека от идеальной (а работа была прислана преподавателю, пишущему очень качественные стихи), а смысловая нагрузка и вовсе порой поражала нелогичностью и бессвязностью. Естественно, преподаватель отреагировал соответствующим образом. А многие учителя, к примеру, профессор Гипатия, и вовсе к стихам относятся негативно (из-за их некачественности, естественно). Поэтому к ним с поэтическими опусами могут подходить только те, чьи стихи действительно являются качественными и смогут удовлетворить самых требовательных слушателей. Если конечно студент не является врагом своему СБ. Хотя… Если все ответы верны, то это в любом случае 10 баллов, просто при неважной форме стихотворений студент лишится шанса на дополнительные два балла.

    Я устало потянулась за столом. На пальму меня по-прежнему не очень-то тянуло. Атмосфера там какая-то… ленивая уж больно. Сонная. Да и рассмотреть-то осталось всего один пункт. Так что я достала свежий свиток и распаковала новую баночку чернил.



    
Краткое содержание главы.


    Стихотворения, используемые в домашних работах, можно классифицировать следующим образом:

    1.Собственные

    А) Абсолютно собственные - полностью сочинены автором работы;
    Б) Переделанные - переделаны из известного произведения автором работы.

    2. Заимствованные

    Цели использования:

    - Собственных:

       * Связки между ответами или частями ответа;
       * Сюжет отыгрыша;
       * Суть ответа;
       * Эпиграфы.

    - Заимствованных:

       * Суть ответа;
       * Подтверждение собственных взглядов;
       * Эпиграфы.

    Противопоказания к использованию:

    1. Некачественные стихотворения лучше в домашних работах не использовать.

    2. Стихотворения должны максимально четко удовлетворять рассматриваемой проблеме и контексту.




Hosted by uCoz