Курсовая работа по драконологии.
Эржебет. Рейвенкло. 3 курс.
| ||
Георгий Победоносец ![]() Вообще лешенда о житие Георгия Победоносца пришла на Русь из Византии. Здесь стоит немного рассказать о жизни Георгия по той версии, которая считается наиболее правильной. В 303 году римский император Диоклетиан начинает преследование христиан. Однако трибун Георгий публично объявил себя христианином. Император, благожелательно относившийся к молодому перспективному трибуну, вначале попытался отговорить его от принятия этой веры, но Георгий твердо стоял на своем. В результате бывшего трибуна подвергли мучительным пыткам. Тем не менее, новоявленный мученик остался тверд духом, от веры не отказался и даже начал совершать чудеса, увидев которые многие высокопоставленные римляне, в том числе и императрица приняли христианскую веру. Спустя восемь дней после начала пыток Георгию отрубили голову. Также первоначально, как видно из легенды, истории о противоборстве Георгия и змея не было. Точнее, она была, но существовала отдельно от этой версии. Позднее легенды стали сливаться, менять свой сюжет и приобретать тот вид, который сейчас наиболее известен. Кстати, византийский вариант победы над драконам несколько отличается от наиболее сейчас известного. Первоначально считалось, что Георгий не убивал дракона копьем, а смирил, прочитав молитву. Вот как говорится об этом в византийских легендах. ![]() «И блаженный возвысил голос свой к Богу и сказал: “Боже, восседающий на херувимах и серафимах и зрящий бездны, Бог сущий и ведающий безумие сердца человеческого, явивший страшные знамения рабу своему Моисею, яви и на мне свою милость, дай через меня благое знамение и повергни лютое чудовище к ногам моим, да знают люди, что Ты повсюду со мною”. И с неба сошел глас, говорящий: “Твоя мольба дошла до ушей Господа — делай, что задумал”. И тотчас девушка закричала: “Увы, господин мой, уходи — приближается этот лютый змий”. Святой осенил себя крестным знамением и бросился навстречу чудовищу, сказав: “Господь Бог мой, погуби лютого змия, чтобы уверовали эти неверные”. Лишь только он сказал это, с Божией помощью и по молитве мученика змий упал к ногам святого Георгия. Святой говорит девушке: “Сними с себя пояс, а с коня моего поводья и дай сюда”. Девушка сняла и подала их святому. И по устроению Божию он связал змия и передал его девушке, говоря: “Поведем его в город”. Она взяла змия, и они пошли в город. Люди, увидев дивное чудо, испугались и в страхе перед змием хотели бежать, но святой Георгий крикнул: “Не бойтесь, стойте и зрите славу всевышнего и уверуйте в истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, и я убью змия”. Царь и весь город закричали: “Веруем в Отца, Сына и Святого Духа, в единосущную и нераздельную Троицу”. Услышав эти слова, святой обнажил меч свой и убил змия, и вернул девушку царю. Тогда собралось множество народа, и все стали лобзать стопы святого и славить Бога . Другой вариант легенды гласит о том, что Георгий просто убил дракона, пронзив его копьем. Именно эту версию чаще изображают в геральдике. Егорий Храбрый Следующий из русских змееборцев – Егорий Храбрый (Хоробрый). Хотя это не совсем следующий драконоборец. С этим образом связаны споры, так как некоторые исследователи считают, что Егорий - это славянская ипостась Георгия Победоносца, однако другие уверяют, что он совершенно другой человек, прославивший себя схожими подвигами.В целом, мнение авторитетного большинства на стороне первой версии. Просто славяне переделали облик византийского святого так, чтобы он больше подходил для понимания именно славянскими людьми. Матерью Егория Храброго считалась сама Софья Премудрая, иначе сравниваемая со Вселенской мыслью. Сам же Егорий изображался как истинный герой. «По колена ноги в чистом серебре, По локоть руки в красном золоте, Голова его вся жемчужная... ...Во лбу то солнце, в тылу то месяц, По косицам звезды перехожие...» Сам Егорий благородный герой. Его битва с драконом больше похожа на первоначальную византийскую версию о Георгии. Он не убивает дракона, а укрощает его. История начинается с того, что Рахлинское царство бог насылает дракона, как говорится в былине «змея лютого». Весь город платил змею дань. Однако, когда у жителей практически не осталось домашних животных, пригодных змею на съедение, они поступили следующим образом. Собрались у царского терема и бросили жребий, кому из них идти в качестве свежего обеда к дракону. И случилось так, что выпала эта несчастливая доля самому царю. Царь, естественно, не обрадовался такому повороту событий. И тут возможность спасти жизнь ему подсказала жена. «Не кручинься, царь, и не печалyйся. У нас есть с тобой кем заменитися, У нас есть с тобой дитя единое: Она единая дочь немилая, Она верует веру все не нашyю, Богy молится она распятомy. Отдадим мы Олексафию ко лютомy змею, Ко лютомy змею на съедение, Ко пещеpскомy на прожрение» . ![]() «Ты услышь, мой отец, рахлинский царь! Ты поверуешь ли веру христианскyю, Ты состроишь ли три цеpкви собоpныих? Ежель ты не поверуешь веры христианския, Я пущy змею на свою волю, Потребит змея вас всех до единого, Не оставит вам людей на семены» . Вполне естественно, что жители города после такого приняли христианскую веру. Никита Кожемяка ![]() Добрыня Никитич Добрыня Никитич – один из наиболее известных русских богатырей, вкупе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем. В древнерусских сказаниях Добрыня слывет главным змееборцем. О битве Добрыни и змея есть две легенды. Одна, уже более адаптированная, с ней дети знакомятся еще в школе. ![]() Начинается история с того, что мать выговаривает Добрыне, наказывая ему не ездить на Сорочинскую гору и не трогать детей змея, малых змеенышей, а также не купаться в Пучай-реке. Однако Добрыня не послушался матушку, поехал на гору, потоптал змеенышей, выручил пленных, а потом поехал на Пучай-реку. Но только он зашел в воду, как на него налетел Змей Горыныч. Добрыня сумел добраться до берега, схватил лежавший на земле колпак с землей и использовал вместо оружия. Из колпака, набитого землей, получилось страшное оружие, Змей Горыныч был побежден и взмолился о пощаде, пообещав никогда не нападать на людей. Богатырь поверил Змею и отпустил его, однако практически сразу Змей нарушил свое слово и, пролетая над Киевом, похитил племянницу князя, Забаву Путятишну. Князь узнал про договор Добрыни и Змея и поручил богатырю спасти племянницу. Добрыня вернулся домой, а нас следующее утро вместе со своим верным конем Буркой отправился на Сорочинскую гору. Там он передавил всех оставшихся после первой вылазки змеенышей. После чего из пещеры снова вылез Змей Горыныч. Добрыня потребовал вернуть княжескую племянницу, однако Змей не пожелал решить дело миром. В результате богатырь дрался с драконом трое суток и три часа и одолел его. Затем Добрыня ударил копьем землю,та расступилась и прияла в себя змеиную кровь. После этого Добрыня вошел в змеиную пещеру и освободил Забаву Путятишну и прочих пленных, среди которых были короли и царевичи. Однако эта упрощенная версия легенды. Другая история про Добрыню и Змея более жесткая, кроме этого она изобилует нецензурными в сегодняшнем понимании словами, а не последнюю роль там играет колдунья Маринка, которая была любовницей Змея Горыныча. Добрыня так напугал Змея, что тот сбежал из дома Маринки. Ведьма не хотела оставаться без своего любовника и стала звать его обратно, обещая превратить Добрыню в гнедого тура. «Воротись, мил надежа, воротись, друг! Хошь, я Добрыню оберну клячею водовозною? Станет-де Добрыня на меня и на тебя воду возить, А еще – хошь, я Добрыню обверну гнедым туром? Обвернула ево, Добрыню, гнедым туром. Пустила ево далече во чисто поля, А где-та ходят девять туров, А девять туров, девять братиников, Что Добрыня им будет десятой тур, Всем атаман – золотыя рога!» Добрыню спасла его крестная мать, добрая волшебница Анна Ивановна. Она победила Маринку, а освобожденный Добрыня женился на молодой колдунье. Впрочем, языческий обряд долгим не был. Достаточно было лишь обойти вокруг дерева или куста. Ну, а дальше Добрыня сполна отплатил своей новоприобретенной жене за все творимые ей пакости. «Он первое ученье – ей руку отсек, Сам приговаривает: – Ета мне рука не надобна, Трепала она, рука, Змея Горынчишша! – А второе ученье – ноги ей отсек: – А и ета-де нога не надобна, Оплеталася со Змеем Горынчишшем! – А третье ученье – губы ей обрезал И с носом прочь: – А и ети-де мне губы не надобны, Целовали оне Змея Горынчишша! – Четвертое ученье – голову ей отсек И с языком прочь: – А и ета голова не надобна мне, И етот язык не надобен, Знал он дела еретическия!» Вот так и закончилась жизнь колдуньи Маринки, любовницы Змея Горыныча. Кстати, в течение всего повествования делается акцент на то, что Маринка – еретичка. Это объясняется более поздней обработкой текста христианскими сказителями, которые таким образом пытались привить негативное отношение к язычеству. Еруслан Лазаревич ![]() Князь Петр Муромский По легенде в городе Муроме правил когда-то князь Павел. И к его жене повадился летать змей, причем принимал он облик самого Павла, так что казалось, что это сам князь сидит рядом с женой. Но жена обо всем рассказала своему настоящему мужу, и тогда Павел наказал ей выяснить у змея, как тому суждено погибнуть. Женщина постаралась улестить змея, и тот признался, что «смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча». У Павла был брат, которого звали Петр, он и решил убить змея. Проблема была в том, что Петр никогда не слышал об Агриковом мече. Но и здесь удача не отвернулась от него. Когда он пошел в церковь, к нему подошел незнакомый отрок и показал, где лежит Агриков меч. Этот меч скорее всего ранее принадлежал богатырю Агрикану, чье имя упоминается в русском фольклоре. Раздобыв меч, Петр начал подстерегать змея. В один прекрасный или не очень день он зашел поздороваться с братом и его женой. А когда вышел, то увидел, что брат идет ему навстречу. Петр понял, что в покоях сейчас сидит змей. Молодой князь взял меч и пошел на битву со змеем. Встреча закончилась вничью. Петр воткнул в змея свой меч, а змей залил князя своей ядовитой кровью. В результате тело Петра покрылось ужасными струпьями, которые никто не мог вылечить.Петр узнал, что Рязанская земля славится своими врачами и отправился туда, в надежде, что его сумеют вылечить. В ходе поисков один из отроков князя встретил девицу Февронию, которая пообещала вылечить князя, если тот на ней женится. Князь пообещал, но решил обмануть девушку, так как не хотел брать в жены дочь древолаза. Феврония дала ему чудодейственную мазь и велела вымыться в баню и смазать струпья, кроме одного. Лечение удалось только со второго раза, так как в первый князь обманул Февронию, отослав ей богатые дары, но отказавшись жениться. Но когда Петр вернулся в Муром, от оставшегося струпа пошли новые, после чего ему пришлось возвращаться к Февронии с повинной. Второй раз он ее не обманул и женился. Вместе они вернулись в Муром. Вскоре Павел умер, и князем стал Петр. Многим боярам не понравилось то, что княгиней была дочь древолаза, и они решили изгнать ее из города. На пиру попросили ее выполнить любое их пожелание и потребовали, чтобы она оставила Муром. В ответ Феврония также попросила об одном желании и сказал, что хочет забрать с собой мужа. Петр не отказался от жены, и они ушли вместе. Однако бояре недолго радовались освободившемуся престолу. Так как каждый из них хотел захватить власть, то случилась резня, и все они погибли. А прочие жители города стали просить Петра и Февронию вернуться. Правили они долго, а в старости приняли монашество. Умерли они в один день, были похоронены вместе и впоследствии канонизированы. Драконы часто встречаются в сказках, однако чаще всего здесь их прозывают иносказательно. Вероятно, здесь действует принцип боязни накликать беду. Поэтому и сражаются обычно сказочные Иваны-царевичи и Иваны-Быковичи с Идолищем Поганым, Чудом-Юдом и Аспидом. Как видно, на Руси драконы были прежде всего злыми чудовищами, все стремления которых были направлены если не на истребление рода человеческого, то, по крайней мере, на причинение ему как можно больше страданий. Поэтому и драконоборцы были прославленными народными героями, иногда даже причислявшимися к лику святых, особенно с пришествием христианства, которое использовало образ дракона для олицетворения сил Сатаны. Список использованной литературы http://www.krotov.info http://www.ikona.ru http://moscow.clow.ru http://www.fictionbook.ru http://www.dragon-nest.ru Демин, В. Драконы. Миф и реальность. / В. Демин. − М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 480 с.:ил. Шапарова, Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии / Н.С. Шапарова. – М.: Аст; Астрель; Русские словари, 2003. – 624 с. |