Драконология

Драконы Кореи

    Доброго вам здоровья. Поскольку нынешний семестр хотелось бы посвятить азиатским драконам, то из Китая двинемся в направлении уменьшения числа когтей, то есть в Корею.

    Долгое время о корейских драконах в летописях Востока нет ни слова, однако, стоило в Корее появиться собственной письменности (пришедшей на смену китайским иероглифам), как в эпосе моментально появилось произведение "Ода дракону, летящему в небеса" (1445 год). Не углубляясь в дебри причин столь позднего его пробуждения, сообщу, что из этой оды можно почерпнуть один интересный факт – всю свою жизнь дракон проводил в воде, либо, временами, на земле, взлетая в воздух только в дни смены императорской династии. При этом он, аналогично китайскому, являлся символом правителя, покровительствовал ему.

    Вообще, следует отметить, что корейский Ёнсин и китайский Лун-Ван похожи едва ли не как близнецы. «Кореец» также живет в воде, и любая речушка может стать ему ночлегом. Имеет он и свои прекрасные подводные замки, в которых появляется от случая к случаю. Повелевал он дождями, а значит, регулировал засушливость года. Существовал и специальный обряд поклонения ему, который корейцы проводили в пятнадцатый день шестого лунного месяца (называлось это весьма прозаично – день омовения головы и расчесывания волос). В этот день люди приносили дракону жертвы, чтобы тот ниспослал на их земли ровно столько дождей, сколько нужно для хорошего урожая. А в день зимнего солнцестояния корейцы приглядывались ко льду на водоемах. Появившись ночью, он быстро таял на солнце, отчего его поверхность казалась будто изрытой канавами. Считалось, что их автором и был Ёнсин (а мы сейчас все на инопланетян грешим по поводу кругов на полях!). Таким образом дракон показывал, каким будет следующий год: если «канавы» шли по направлению «север-юг», то год вполне мог оказаться очень урожайным, если по линии «восток-запад», то наоборот очень засушливым, ну а если они располагались без особого порядка, то следующий год можно было признать самым обычным годом. Ну а вовремя не умащенный жертвой дракон начинал очень сильно злиться и становился злым духом Канчхори, который прогонял дожди, и на землях корейцев устанавливалась засушливая погода.

    И все же мы помним, что корейский и китайский драконы различаются числом когтей. Как же вышло, что Ёнсин стал четырехпалым? И тут точек зрения вновь три: китайская, японская и корейская. Китайцы говорят, что, когда Лун установил мир и спокойствие на землях «подотчетной территории», то взор его пал на близлежащие страны. В Корее в то время царил первобытный хаос, и призвали люди Луна, чтобы он им помог. Просили они его оставить им правителя, подобного китайскому, то есть своего наследника, но Лун решил, что рано или поздно двое его потомков обязательно пойдут друг на друга войной, и отказался. Корейцы запаниковали, ведь без наследника Китай их завоюет еще быстрее, тогда Лун отрезал себе палец и оставил им, чтобы показали они его наступающим китайским войскам. По плану дракона, те должны были развернуться и уйти восвояси. Лун потерял палец, но в Корее жить не остался. И тогда встает вопрос, а не является ли Ёнсин все тем же Лун-Ваном, который периодически заплывал в Корейские реки? Или это был один из последующих Лунов? Корейцы же считают, что их дракон был самым первым, и наведывался в Китай, приобретая пятый палец, или в Японию, теряя четвертый.

    В дальнейшем в Корее появились драконы все тех же пяти цветов, что и в Китае, и выполняли они практически те же самые функции. Зеленый дракон отвечал за Восток и Весну, красный – за Юг и Лето, желтый – за тот же Юг и Конец Лета, белый – за Запад и Осень, а черный - за Север и Зиму. Считали также, что боги вполне могут обуздать этих пятерых драконов и использовать из для перемещения по воде и по воздуху.

    Как и в Китае, дракон мог принимать любой облик и долгое время находиться вне воды. Ёнсин появлялся на свет из змеи Имуги или Исими, после того, как она долгое время пролежит в воде. Затем он долгое время занимается погодой, а после, если ему удастся найти волшебную жемчужину, то он может взлететь, что, как мы помним, ознаменует смену правящей династии. Интересно, какова же природа этих жемчужин? Однако усопший император не пропадает в Безвременье, а имеет возможность обратиться Ёнсином и защищать Корею в драконьем облике. Так что, увидев Ёнсина, нельзя однозначно сказать, бывшая ли это змея или бывший император)

    Явление дракона во сне сулит корейцам счастье. Также счастье в дом любой обыватель мог принести следующим способом: в четвертый день первого лунного месяца дракон откладывал яйцо в некий колодец, а на пятый (день дракона) счастливчик, зачерпнувший воды из этого колодца «обрекал» себя и свою семью на безмерное счастье в течение всего года.

    И все же, откуда в Корее появился самый первый дракон Ёнван? Существует весьма интересная версия, что его привели за собой переселенцы с неких островов Океании, чье племя поклонялось идолу, очень похожему на нынешнее представление о корейском драконе. В последствии, эти змии изображались на корейском флаге с четырьмя крыльями и раздвоенными языками. Впрочем, как оно было на самом деле, каждому решать самостоятельно.



    Домашнее задание.

    1. А как вы думаете, какой из драконов был первым: китайский, корейский или японский? Почему? (0-3 балла)

    2. Расскажите один из корейских мифов о драконах. (0-2 балла)

    3. Как вы думаете, почему Лун-Ван помог корейцам защититься от своего родного Китая? Ведь он мог оставить все как есть, и позволить своей любимой стране расшириться за счет пребывающего в хаосе соседа. (0-3 балла)

    4. Как вам кажется, жемчужины, которые позволяли дракону летать, что это? Артефакт, дающий способность к левитации? Часть какого-то сложного механизма полета? Или может быть просто отличительный знак, дающий право на появление в небе? Почему? (0-2 балла)



    Работы ко мне доставит компания "Совы Аргемоны". Если ситуация не позволяет ими воспользоваться, то передайте работу Летучей Мышке.





Hosted by uCoz