В кабинет
К списку лекций
В КЦ
В Хогвартс

Основы стихоплетения

    sImoREN спустилась к берегу озера, зашла в беседку, где Радослав проводил свои лекции, и осмотрелась… Нахмурилась… Парни… Никакого вкуса… В это время ей на голову свалился Летучий Мыш.

    - Пррривет, хозяйка!!! Ты чего тут без шефа?
    - Ой, привет, Мыш! А теперь я шеф! – девушка довольно потерла руки. – Так что, кыш отсюда!
    - То есть как, главная??? – Мыш от неожиданности врезался в подвесную люстру и свалился прямо sImoREN в руки. Девушка посадила летучего зверька на столик и сказала:
    - А вот так. Лето же! Стихоплетение теперь буду вести я. Так что придется смириться!
    Мыш чихнул и покрутил головой:
    - Каааак???? Ты шутишь????
    - Нисколечко. И не вздумай плакать, биться головой об колонны, звать Радика и прочими способами мешать мне вести лекции!
    - А… Э…
    - Все! Закопайся – ученики идут!

    Здравствуйте, ребята! Меня зовут sImoREN. Этим летом я буду вести для вас предмет Стихоплетение.
    Студенты, с удивлением поглядывая на пытающегося зарыться в землю перед порогом беседки Мыша, прошли внутрь и расселись за столики.
    - Как нетрудно догадаться, говорить мы с вами будем о стихах. Для начала запишите себе определение.
    Стихотворение – это небольшое произведение в стихах. А стихи, как известно, это стиль речи, обладающий ритмом.

    Мыш зарывается в землю усердно прямо под носом у Солнечной Львицы, Меф приземлился на крышу беседки и с удивлением смотрит на это, мирно жуя бутерброд с колбасою. Хочет он тоже и хлеба, и зрелищ.

    Вот такой вот милый пример стихотворной речи я могу привести. Кстати, Меф на самом деле сидит на крыше, так что советую порадовать его прилежной учебой и хорошими стихами. Это он любит!
    Каким же образом в стихотворениях задается ритм? Для этого существует такое понятие, как размер. Размер задается с помощью метра и числа стоп. Нет, дорогая Львица, метр – это не такая длинная белая палка с черными штрихами. Метром называют упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов. А стопа – это повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в метре.

    Львица к Мышу подошла осторожно,
    Челюсти нежно на крыльях сомкнула.
    Тянет-потянет его, аки репу.
    Нечего дурню в земле ковыряться!

    Вот уж действительно! Мыш, вылезай уже! А мы пока разберем этот стишок. Для начала определим, какое сочетание ударных и безударных слогов тут повторяется.
    ЛьвИца к МышУ подошлА осторОжно – Как легко заметить, в этой строчке несколько раз встречается сочетание /_ _. То есть первый слог ударный, второй и третий – безударные. Это и есть одна стопа. Всего таких стоп в строке четыре (последняя неполная). Значит, это удивительное событие описано четырехстопным размером, метр которого выглядит как /_ _. Всегда, когда сочиняете стихотворения, следите, чтобы выбранный вами размер не нарушался! Ритм – это самое важное при плетении стихов!

    В понятии многих людей, стихотворение – это обязательно рифмованный текст. А что же такое рифма? Рифма – это совпадение последних ударных звуков в двух или нескольких строках. Хотя мы видим, что стихотворения вполне могут обойтись и без рифмы, всё-таки зарифмовать будет гораздо красивее.

    Мыш приземлился на голову Моте.
    Стал деловито плести ей косички.
    Львица подставила солнцу животик.
    Меф проскрипел коготками по крыше.
    Гав прибежал стихоплетов послушать,
    Крысу за хвост волоча за собою.
    Если сейчас прилетит Буривушка,
    Будем сидеть, как в ковчеге у Ноя!

    Мыш! Хватит портить студентке прическу! Кыш отсюда! Извините, не обращайте внимания – лесное воспитание… Итак, к рифмам. Как вы заметили, некоторые концовки строк полностью совпадают, а некоторые с натяжкой можно назвать рифмой. Специально для этого введено понятие точной и неточной рифм. Точность рифмы зависит от тех звуков, которые окружают последний ударный гласный. Прежде всего от согласных. Гласные звуки в безударной позиции дают размытый звук, поэтому на точность рифм почти не влияют. Вот, например, "крыше-косички" - очень неточная рифма. Рифмовать строки можно тоже по-разному: две подряд (смежная рифмовка), через одну, как в нашем примере (перекрестная), 1 с 4, а 2 с 3 (кольцевая), или сплетенной рифмовкой, когда строки, например, одного четверостишия рифмуются с соответствующими строками другого.

    Мыш стащил перо у Гендар,
    Окунул его в чернила
    И большою черной кляксой
    Ей тетрадь облагородил.
    «И в кого ж такой ты вредный?»
    Девушка его спросила.
    Мыш наивно засмущался
    И завел речь о погоде.

    Ну ладно, больше это неугомонное создание мне, видимо, рассказать не даст, поэтому вручаю вам домашнее задание.

    1. Поковыряйтесь в библиотеке и найдите, как называется метр /_ _, которым я стихи писала. (0-1 балл)
    2. Какая еще существует классификация рифм? (0-1 балл)
    3. Ну и, чтобы не сидеть долго в помещении библиотеки посреди лета, попрошу вас сочинить два стихотворения.
    Во-первых, я собралась сделать в этой беседке перепланировку, да и украсить ее как-нибудь, а то у ее хозяина никакой фантазии! Так вот. Напишите мне стихотворение-описание того, каким вы видите новый дизайн этой беседки. Рифмы в этом стихотворении быть не должно, а к ритму буду сильно придираться. (0-4 балла)
    А во-вторых, придумайте мне небольшое стихотворение-рассказ о каком-нибудь приключении Летучего Мыша и его друзей-животных. Рифма перекрестная. (0-4 балла)


    Домашние задания присылайте мне через ЛД или с Летучей Мышкой. Именно с Мышкой! Вот с ней! Не доверяйте свои домки этому зеленому хулигану! Жду ваших работ!



Hosted by uCoz