Основные принципы написания потенциально отличных домашних работ в Хогвартсе Сириуса

Глава 1. Отыгрыши

    Я лежала на песочке Флориды, нежась в лучах вечернего солнца, открывать глаза не хотелось. Шевелиться тоже. В уши проникал шум накатывающих на берег волн. Теплый ветерок обдувал лицо… Промахав крыльями над лицом, рядом приземлилась какая-то птица. Чайка, наверное. Ее коготки зашуршали по мелким камешкам, встречавшимся в песке. Она подходила все ближе. Я, не открывая глаз, почувствовала, как она склонилась над моим лицом и вдруг громко сказала: «ПТЮЮЮХХХ!!!!»

    - Мерлин! Мыш, я тебя придушу! – воскликнула я, судорожно цепляясь за ветку пальмы. Сон безнадежно уплывал. Ну надо же, единственный раз в жизни приснится что-то хорошее, как какое-то зеленое создание все тут же умудрится испортить!

    - Вставай, хозяйка! – Мыш уселся на веточку вне зоны досягаемости моих рук и подручных средств. – Диплом зовет!

    - Да я же все вчера дописала!

    - Кааак? А про отыгрыши кто мне обещал??? Хозяйка, позор тебе! Даже Мыш помнит!

    - Садист… - горестно вздохнула я. – Нельзя же так над бедными дипломниками издеваться… Может, не будем, а?

    - Не-не-не! – Мыш имел уникальную способность доставать всех, кого видел. – Мышу обещала, а не какому-то дядьке со стороны. Ты что, хочешь обмануть наивного зверька?

    Я в очередной раз умилилась его просящим выражением лица и нехотя перебралась за стол. Пергамент и перо ждали меня там же, где я их оставила вчера. Не могли убежать, что ли!? Я вздохнула, наколдовала себе чашечку чая и приступила к выполнению обещания.


Классификация отыгрышей.


    Как справедливо заметили многие студенты, одним из способов порадовать преподавателя и обречь себя на хорошую оценку является отыгрыш. Что же это такое?

    Отыгрыш – это создание магического антуража для своего ответа, его представление в игровой форме. Как будто это не простой фанат фэнтези сидит за компьютером и гуглит в поисках ответа на вопрос, а настоящий студент волшебной школы роется в библиотеке, листает фолианты и скрипит пером. В этой главе я попробую каким-то образом классифицировать отыгрыши и рассмотреть особенности каждого из типов.

    Тип первый. Текущий отыгрыш. Это наиболее простой и незаметный тип отыгрыша. Им мы пользуемся уже ко второму курсу, совершенно не замечая, автоматически. Этот тип отыгрыша заключается в том, что мы заменяем обычные маггловские слова в тексте магическими. Маггло-магический словарь-разговорник вы можете найти в Приложении 2. Пригоден для любых домашних работ, статей Оракула, а также общения на форумах, в гостинках, Таверне и прочих местах массового скопления магов. С помощью этого типа отыгрыша создается волшебный антураж для описываемого действия. Скажем, фраза «Я сидел за партой и выводил пером на пергаменте ровные ряды буковок» в переводе на маггловский язык будет выглядеть так: «Я сидел за столом и набирал в Word'е текст». Согласитесь, по разному звучат фразы. Читаешь первую и понимаешь – волшебник писал! А вторую кто мог написать? Программист? Оператор? Секретарь? Да кто угодно. Любой продвинутый маггловский школьник. Кстати, возьмем слово «маггловский». Оно уже настолько прочно вошло в наш лексикон, что мы пользуемся им чуть ли не везде, даже в реале, для обозначения людей, не связанных никоим образом с миром Гарри Поттера. Хотя, по сути своей мы – те же самые магглы, которые просто впустили сказку в свою жизнь. Но это уже слишком философский вопрос. Перейдем к следующему типу отыгрышей.

    Тип второй. Ситуационный отыгрыш. Это уже более трудный тип отыгрыша. Он заключается в том, что студент, отвечая на какой-то вопрос, описывает ситуацию, в которой происходит действие. Чаще всего описывается, как студент искал ответ на вопрос. Наиболее популярные варианты отыгрыша: сидение в библиотеке, диалог с другом, животным, призраком или объектом вопроса. То есть выглядит это примерно так:

    «Я уже третий час сидела в библиотеке и перелистывала страницы книг в поисках ответа. Три кружки кофе мало помогли в борьбе со сном. Глаза слипались, и я уже не понимала, сон передо мной или реальность. Вдруг из-за стеллажа вышел он…». Дальше завязывается разговор, в ходе которого студент узнает ответ на интересующий его вопрос. Подходит такой отыгрыш для домашних работ или тематических статей в Оракул.

    Разновидностью такого отыгрыша является отыгрыш по требованию преподавателя. Назовем его принудительным. Им мы вынуждены пользоваться , когда преподаватель в домашней работе задает вопрос типа: «Представьте, что вы попали <куда-либо>…» или «Перед вами <кто-то>… Как бы вы с ним общались (вели себя, боролись и т.д.)?». Принудительным я назвала его, поскольку его нельзя избежать, если вы хотите сдать домашнюю работу. Вам волей-неволей придется позиционировать себя, как волшебника, а обстановку и диалоги описывать, исходя из текста задании или сведений, указанных в лекции. Сначала описывается мезансцена, то есть ситуация, в которой вы оказались в начале своего приключения. Возможно, с предысторией (как вы оказались в этой ситуации). Затем происходит первичная цепочка событий (знакомство с собеседником или реконгносцировка на местности). Далее идет основное действие, в ходе которого выполняется основная миссия (по заданию). И завершается все обычно возвращением в родную гостинку или к преподавателю в кабинет.

    Тип третий. Сюжетный отыгрыш. Наиболее красивый тип отыгрыша, когда вся домашняя работа предстает в виде связного логичного рассказа о ваших приключениях или приключениях кого-то из ваших друзей (а может, просто какого-то героя). В теле рассказа заключены и формулировки вопросов (возможно, чуть видоизмененные в угоду стилю или ситуации), и ответы на них. Основных вариантов два. Приключенческий и диалоговый. При первом герой попадает в какие-либо ситуации, которые приводят его к получению ответов на вопросы. Возможно, он сам выполняет действия, которые необходимо описать по заданию. Гадает, например, или варит зелье. В результате получается рассказ о похождениях некоего персонажа. При втором варианте герой ведет беседу, в ходе которой кто-то подсказывает ему верные ответы, либо он кому-то рассказывает эти ответы. Обычно это происходит в гостинке, а собеседниками являются софакультетники или обитатели (коты, Мыши, призраки и т.д.). При таком типе отыгрыша домка имеет явно видимый сюжет и может быть рассмотрена как самостоятельное литературное произведение малого жанра (сказка).

    Отдельным типом могу выделить стихотворный отыгрыш. Впрочем, отыгрышем его можно назвать с некоторой натяжкой (если описание действий героя не изложено в тексте стихотворения). Это, скорее, форма ответа. Но все же, если ответ начинается, например, словами «Я вышла на середину зала, встала на ритуальный стульчик и, сосредоточившись, начала декламировать…», и только после этого идут стихи, то такой ответ вполне может считаться отыгрываемым. Если же стихотворение заключает в себе описание действий героя (студента), то отыгрыш может быть отнесен к одному из перечисленных ранее типов.



    - Все, Мыш! Я устала. Пойду позавтракаю, - я уверенно отложила перо в сторону и разогнула спину.

    - Какой завтрак, хозяйка? Уже восемь вечера! Ужинать пора! – запищал Мыш откуда-то из кроны.

    - Ах ты! Да ты меня со своим дипломом до голодной смерти доведешь!

    - Не со своим, а с твоим, - ответил Мыш и, разогнавшись, врезался лбом в гроздь бананов. Они бухнулись передо мной на стол, и я не заставила себя ждать, приступив к очередной вегетарианской трапезе. - И вообще, рано ты обрадовалась! Смотри я что в Архиве Оракула свистнул!

    Мыш промчался над столом очень быстро, так что я даже бананом в него запустить не успела. А передо мной оказался очень-очень старый выпуск ЕОХС.

    - И что это? – поинтересовалась я.

    - Там такая статья! Ты только почитай! Тебе такое даже и не снилось!

    - Что именно? Сватовство декана? – я пробежалась глазами по анонсу на первой полосе. – Да точно не снилось. И не дай Мерлин, приснится!

    - Да нет же, хозяйка! Там статья… Санти пишет. Тебе понравится.

    Если ему в голову что-то засело, так не отстанет от меня в жизни. Пришлось открыть газету на нужной странице и пробежать наискосок статью. Санти, как обычно, писала интересно, рассуждала о целях домашних работ… Но к рецептам написания отношения статья не имела… До тех пор, пока мне не встретилась фраза о совместных работах. Я остановилась, вернулась чуть выше и стала читать, с каждым предложением все больше углубляясь в представление тех стародавних времен. Это же надо же, 11 лет хоговских минуло с той статьи. И Санти давно уже профессор Сантана, и Нумерологию уже сдает не она, а сдают ей… А ведь тоже сидела когда-то, скрипела пером… А когда-нибудь какой-нибудь студент, если ему покажут мой диплом, тоже подумает: «А сейчас она уже профессор, а когда-то ведь…».

    - Мыш, а ведь совместная домашняя работа – это тоже вариант отыгрыша. Нужно и о нем написать.

    - Ага, - гордо выпятив грудку, Мыш сидел напротив меня. – Ты вот такого не писала.

    - Камни Гриффской башни еще хранят отголоски тех времен, когда совместки писались, но при мне на Гриффе вообще никто такого не делал, - чуть расстроено сказала я. Еще бы тут не расстроиться, глядя, как упоенно Сантана рассказывает о процессе создания совместной сказки, и понимая, что это прошло мимо меня. Но не время грустить об упущенных возможностях. Я взялась за перо, чтобы хоть с чужих слов записать принципы совместного отыгрыша.

    Основным требованием к такому отыгрышу являются одинаковый (возможно, отыгрывание разных эмоций при «восприятии» слов напарника) сюжет, т.е. наличие событий, где герои пересекаются во времени и пространстве или четкая логическая связь между событиями, где действия одного героя напрямую или косвенно зависят от предшествовавших этому действий второго. Еще одной обязательной чертой таких работ является индивидуальность ответов собственно на вопросы. Т.е. студенты могут высказать вообще противоположные версии, а могут и одинаковые, но при этом изложат ответы в собственном неповторимом стиле, со своей аргументацией. Выражаясь КВНовской терминологией, совместным является только «заход» на ответ, сами же ответы обязательно(!!!) будут разниться. Представляете себе КВНовскую разминку? Преподаватель – это представитель команды, задающей вопрос. У него есть свой ответ, с которым он сравнивает ответы остальных команд. А в КВН повторяться – это моветон. Не ценятся такие вот одинаковые ответы. Вот и здесь так. При этом важно, чтобы все мельчейшие детали совместных связок-отыгрышей были согласованы, проверены и перепроверены на логичность. Иначе теряется весь шарм таких работ. Как в паззле, стоит положить неверно один кусочек – и вся картинка теряет стройность и красоту. При этом в отыгрышах ни в коем случае нельзя тянуть одеяло на себя, перебивая индивидуальность вашего партнера. Иначе ему достанется лишь вспомогательная роль, аналогичная призраку, коту и прочим мимолетным собеседникам. Совместный отыгрыш трудо- и времяемок при создании, интересен при обсуждении и, при достаточном уровне мастерства авторов, должен доставить непередаваемое удовольствие читателю, будь то преподаватель или просто однокурсник. Вот о таких чудесных работах рассказала Сантана в статье Оракула.



    - Мыыыыш!!! Я хочу такую домашнюю работу!!!

    - Вот станешь преподавателем, я слайзов науськаю написать тебе!

    - Я и сама написать хочу!

    - Поздно! – ледяным голосом пропищал Мыш. – Я тут тебе капучино принес. Пей, пока я не вижу.

    Мыш поставил передо мной наполовину выпитую кружку с любимым напитком и отвернулся. Я свернула пергамент, убрала от греха подальше в ящик стола и, наконец, расслабилась.



    
Краткое содержание главы.


    Отыгрыш - это создание магического антуража для своего ответа, его представление в игровой форме.

    Отыгрыши, используемые в домашних работах, можно классифицировать следующим образом:

    1. Текущий - этот тип отыгрыша заключается в том, что мы заменяем обычные маггловские слова в тексте магическими.

    2. Ситуационный - это тип отыгрыша, который содержит описание обстановки, в которой происходит некое действие(обычно ту, в которой происходит процесс поисков и получения ответа). Наиболее популярные варианты отыгрыша: сидение в библиотеке, диалог с другом, животным, призраком или объектом вопроса.

       2.1. Принудительный Отыгрываемая ситуация задается преподавателем в задании или в лекции. Например, «Представьте, что вы попали <куда-либо>…» или «Перед вами…<кто-то>…Как бы вы с ним общались (вели себя, боролись и т.д.)?».

    3. Сюжетный - это тип отыгрыша, при котором вся работа представляет собой единый рассказ, содержащий в себе ответы на все вопросы домашнего задания.

       3.1. Приключенческий. Работа представляет из себя связанную цепочку событий, происходящих с героем повествования.

       3.2. Диалоговый. Работа представляет собой беседу с кем-либо, в ходе которой раскрываются все вопросы задания.

    4. Совместный. Тип отыгрыша, в котором участвуют два и более студента. Отыгрыш заключается каждый описывает ее со своей точки зрения. Ответы на сами вопросы, при этом, могут быть абсолютно противоположными.

    Цели использования:

    - Красочность повествования;

    - Обеспечение магичности работ.

    Противопоказания к использованию:

    1. Использование отыгрышей сложнее текущего чревато скатыванием в «воду». То есть, отыгрыш может занимать больше места, чем информация по вопросу, что, разумеется, идет не в плюс студенту.

    2. Чрезмерное увлечение отыгрышем может привести к тому, что за его элементами информацию будет очень трудно отыскать и выделить. Преподаватель скорее всего не станет ломать голову над поиском крупиц информации, которую он и без того знает.

    3. Ряд преподавателей не приветствуют отыгрывание в принципе, если заданием оно не предусмотрено.




Hosted by uCoz